Зачем нужны эмоции? Чувства и эмоции. Зачем они нужны. Как быть открытым и быть в безопасности

Эмоции и чувства – зачем они нужны? И в правду, зачем? Иногда кажется, что лучше ничего не чувствовать, и не знать, чтобы душе не было значительно больно. Именно, многие люди стремятся избавиться от них, вычеркнув навсегда из своей жизни.

Стоит отдельно поговорить о чувствах и эмоциях. Для начала следует понять, откуда они берутся. Они рождаются в нас, когда у нас появляется новая человеческая потребность. Это называется , которая побуждает мозг желать что то, так сильно, как только может.

Чувства – это самые яркие вспышки, которые вырабатывает наш мозг, способствующие продвижение к желаемому.

Эмоции – это биологическая зависимость, которые испытывает человек на протяжении всей жизни. Эмоции и чувства отличаются между собой тем, что с одной стороны отвечает за биологические процессы, а с другой, с эстетической и социальной. Например, если вы голодные, и видите еду, то у вас возникают эмоции, а при потере близкого – вы испытываете чувства.

Если разбираться, то и эмоции и чувства одинаково важны для человеческого организма, потому что они движут нашу жизнь вперед, позволяя испытать новые ощущения. Также, стоит отметить, что эмоции порождает наш мозг, а чувство – сердце. Не стоит бороться со своими, потому, что это может полностью парализовать всю чувствительность, которая необходима человек для дальнейшей жизни. И, по правде говоря, сопротивляться чувствам и эмоциям бесполезно, ввиду их неизбежности.

В биологическом сообществе есть четыре основных вида эмоций: , радость, печаль и . Но управлять эмоциями можно, и в некоторых моментах даже нужно, чтобы не передать их окружающим. Бороться можно с такими эмоциями, как страх и гнев, которые могут мешать нормальной жизни человека. Управлять эмоциями можно научиться не сразу, а с годами, оттачивая его и совершенствуя.

Наряду с положительными, есть негативные эмоции, которые в некоторых случаях портят яркую жизнь. Но, мы не виноваты в появлении некоторых чувств и эмоций – у нас это получается на бессознательном уровне. Не всегда человек может справится с чувствами, которые зарождаются у нас в душе. Эмоции же, в свою очередь, зарождаются в нашем объемном и полном тайн мозгом.

Эмоции и чувства являются достаточно большим двигателем научного прогресса, потому, что огромное количество открытий были сделаны в период эмоционального и чувствительного перепада у человека.

Эмоции и чувства – зачем они нужны?

Они прежде всего нужны, что бы человек был человеком, ощущал и чувствовал не только внутренний мир, но и внешний.

Я часто рассказываю про это своим клиентам.

В нашем обществе довольно много людей, искренне считающих, что эмоции - это плохо, а "держать себя в руках" и не допускать чувств - это хорошо.

Я сама выросла в семье, где осуждалась и порицалась злость (злиться – плохо), отрицался страх (не бойся), не допускалось отвращение (кушай эту кашу, за маму, за папу), отвергалось горе (не нужно расстраиваться, не плачь, нюни распустила).

В нашей постсоветской культуре распространено мнение, что эмоции нужно контролировать.

Что можно избавиться от переживания некоторых нежелательных или неуместных в какой-либо ситуации эмоций (злости, разочарования, отвращения, презрения, горя, страха) и выбирать какие эмоции испытывать и когда.

Некоторые люди научаются сдерживать проживание эмоций, вплоть до полного отрицания ("я вообще не злюсь ", "я ничего никогда не бьюсь ", "я никогда не грущу "), однако в итоге они никуда не уходят, а остаются хроническими мышечными зажимами в теле. И если спросить этого человека, что он чувствует, его ответом будет "я не знаю ", "я ничего не чувствую ", человек может находиться в глубокой депрессии, при этом совершенно не замечать и не осознавать ни печали, ни гнева, ни страха, ни разочарования, ни раздражения. Он просто привык к своему актуальному состоянию.

Другие люди проявляют эмоции импульсивно, и, порой, сожалеют о своей эмоциональности.

Эмоции при таком рассмотрении выглядят как некие мешающие самому человеку факторы, если преувеличить - то чуть ли не как враги, с которыми следует бороться, которые нужно заглушить, прогнать, заблокировать.

На самом же деле есть большая разница между тем, чтобы эмоции испытывать/проживать/замечать , и тем, как действовать при возникновении эмоций.

Обычно окружающие недовольны именно действиями, которые люди совершают на основе испытываемых эмоций.

Одно дело чувствовать ярость в теле, другое дело кричать на кого-либо / разрушать что-либо.

Замечаете разницу?

В этой статье я хочу рассказать, почему эмоции важно чувствовать, слышать и проживать .

Эта статья не является научной, однако эта информация* множество раз подтверждалась моим собственным опытом, а также помогала тем, кому я её рассказывала, принимать свои эмоции, замечать свои отклики на ситуацию и лучше понимать себя.

*Важной частью этой информации поделился со мной когда-то Дмитрий Кашаев. С его взглядом, его теорией можно познакомиться в статье"Формула любви", или краткий FAQ по межличностным отношениям". Мои знания из гештальта дополнили эту идею.

Что же такое эмоции?

Эмоции являются нашими большими союзниками, помощниками, друзьями.

Эмоции - это индикаторы. Это прямые сигналы от нашего мудрого бессознательного. Обобщенная оценка актуальной ситуации.

Дело в том, что наше сознание весьма ограничено . Одновременно мы, люди, можем удерживать во внимании (и кратковременной памяти) 7 плюс/минус два объекта. Это физическое ограничение, присущее людям, было открыто Джорджем Миллером . Проводились многочисленные эксперименты, подтверждающие это, в т.ч. во время моего обучения в университете, когда почти у всех в нашей группе объем внимания (кратковременной памяти) был 7, у нескольких людей 8 и 6, у единиц 5, и ни у кого не было больше 9. Мой результат – ровно 7 объектов.

А сколько у Вас? Тест на объем кратковременной памяти называется методом Джекобса , и я предлагаю Вам самим пройти его и проверить объем своего внимания.

Вместе с этим, наше бессознательное значительно обширнее , но менее точное. Оно способно воспринимать и фиксировать огромнейшее множество событий одновременно (все виды ощущений: звуковые, зрительные, тактильные и другие, обычно проходящие мимо сознания, множество разнообразной информации, поступающей из разных источников). По сути, гигантский поток постоянно поступающей информации, которую мы воспринимаем через наше тело, наши органы чувств. Пусть и не всегда замечаем это.

В бессознательном в каждый момент времени одновременно происходят сотни процессов , включая обработку, связывание новой информации с прошлым опытом, моделирование.

Наше бессознательное похоже на компьютер, который занимается приемом сигналов, их обработкой и управлением автоматическими, привычными процессами.

По сути это очень умная и древняя система, доставшаяся нам от наших предков и отточенная длительным выживанием в агрессивной окружающей среде.

Таким образом, когда происходит что-то важное, бессознательное может обработать эту информацию гораздо быстрее, чем сознание.

Сознание же, условно, занимается выработкой и принятием решений, выбором.

Сознание - как генеральный директор огромного постоянно функционирующего предприятия.

У которого много дел, задач, и который всегда чем-то занят (кстати, не обязательно чем-то полезным, но это уж кто как своим временем предпочитает распорядиться).

Как же бессознательному привлечь внимание человека к важному событию или процессу?

Как раз с помощью ощущения эмоции , используя при этом наше тело. Как известно, во время проживания эмоций в теле происходят определённые гормональные, неврологические и мышечные процессы, соответствующие ощущению определённой эмоции.

Каждая эмоция как будто что-то нам говорит.

Например, эмоция злости дает энергию для изменений. Это сигнал о том, что есть преграда в удовлетворении какой-либо важной потребности, происходит что-то, что нам не подходит. Злость может быть реакцией на нарушение наших границ. Когда есть злость, то с точки зрения бессознательного есть шанс что-то изменить. «Внимание! Происходит что-то неподходящее и надо проявить силу ».

Страх является сигналом об опасности. «Внимание, нужно быть осторожным».

Горе – информация о потере чего-то важного в картине мира человека. «Внимание, чего-то важного больше нет. Всё не как прежде. Произошли важные печальные изменения. Отсутствует что-то ценное ».

Радость – эмоция для поддержки какого-то важного позитивного происходящего процесса. «Происходит что-то, что очень приветствуется. Ещё! Повторяй это снова и снова».

Отвращение – сигнал о чем-то чуждом, сильно не подходящем человеку.

Итак, наше бессознательное гораздо шире, чем сознание, может воспринимать много деталей, быстро формировать оценку ситуации и выдавать нам результат в виде эмоций.

Но бывает же, что человек неадекватно реагирует на какие-либо события.

Например, боится чего-то незначительного и реально не опасного, расстраивается из-за, казалось бы, пустяка, злится на простые действия.

Неужели наше мудрое бессознательное ошибается?

Я бы выделила эмоции ситуативные и невротические.

Ситуативные - адекватные происходящей ситуации. И невротические - перезаряженные, имеющие отношение к чему-то прошлому.

Со стороны, происходящие реакции могут казаться странными, в то же время они будут важнейшими в личной истории этого конкретного человека и иметь отношение к его прошлому опыту. Если реакция человека на ситуацию действительно неадекватна (а тем более если похожие ситуации повторяются), то, скорее всего, у него имеется субъективно важный незавершенный психологический процесс в прошлом , причем важный именно с точки зрения его мудрого бессознательного (тогда как в сознании может присутствовать вытеснение, обесценивание, отрицание и другие психологические защиты).

Возможно, в прошлом у человека была ситуация, когда лучшим на тот момент действием было избежать проживания эмоции (которая тогда в прошлом была как раз адекватна). Однако, как в известном выражении, «гештальт стремится к завершению », и если имеется незавершенный процесс, недопрожитые чувства и эмоции, то психика будет снова и снова воссоздавать похожие события, чтобы человек мог встретиться с важными недопрожитыми переживаниями. Пока ситуация не будет прожита, усвоена и оценена, похожие события будут возникать снова и снова (сам человек несознательно будет строить мир вокруг себя и свое восприятие так, чтобы приблизиться к завершению незавершенных процессов). Именно об этом есть выражение "наступать на одни и те же грабли ".

Т.е. любая проживаемая эмоция субъективно важна. Если она есть, это свидетельствует о важном процессе: относящимся либо к текущей ситуации, либо к чему-то незавершенному в прошлом.

Недопрожитые, непрочувствованные телесно эмоции склонны застревать мышечными зажимами в теле и долгосрочными нарушениями оптимального гормонального фона, которые приводят к нарушению здоровья. Это может быть причиной психосоматических заболеваний. Кроме того, зажатые эмоции могут сильно влиять на внешность и редко в позитивную сторону.

Вместе с этим, ещё раз хочу обратить внимание, есть большая разница между тем, чтобы проживать эмоцию и действовать на её основе. Например, "чувствовать ярость настолько сильную, что хочется ударить, разорвать, убить", и "произвести реальный удар" - разные вещи. Эти процессы могут быть сцеплены и может потребоваться время, чтобы научиться разделять их, но они действительно разные.

Итак, проживаемые эмоции способны напрямую относиться к актуальному событию, а также могут быть связаны с ним лишь косвенно, но это не отменяет их важность для самого человека. При косвенной связи проживаемая эмоция может относиться к незавершенному процессу в прошлом.

Пока прошлая ситуация субъективно не завершена или полноценно не переосмыслена, часть энергии человека будет направлена на завершение этого процесса.

Что же делать с эмоциями?

Я предлагаю Вам вместо отрицания каких-либо неудобных Вам эмоций попытаться прочувствовать их и услышать, на что важное обращают внимание эти эмоции ?

Если, проживая эмоцию, у Вас возникают воспоминания, перед внутренним взором пролетают ситуации из прошлого, вспоминаются слова, образы или впечатления, связанные с тем, что когда-то происходило, то возможно в Вашем прошлом была ситуация, которая сильно влияет на настоящее, есть какой-то незавершенный процесс .

Что именно не завершено бывает сложно найти в одиночку. Это может быть что-то достаточно очевидное со стороны, но в силу психологических защит недоступное самому человеку (иначе, это было бы уже завершено). Одной их компетенций психологов , в частности гештальт-терапевтов, является качественное способствование завершению незавершённых процессов.

Попытки отрицать и сдерживать собственные эмоции, изменить то, что человек чувствует, приводят к вытеснению важной информации. Человек без эмоций как будто оторван от своей системы ориентации в мире. Это как если бы корабль в море остался без средств навигации и пытался поменять показания компаса. Человек лишается мощной поддержки своего мудрого бессознательного, не говоря уже о том, что недопрожитые, неуслышанные эмоции, никуда не исчезают, оставаясь с человеком зажимами, блоками в теле, психосоматическими заболеваниями. Энергия человека будет оттянута на вытесняемое, останется меньше свободного внимания для восприятия нового и ощущения полноты жизни. Бессознательное же будет пытаться завершить незавершенные процессы, строить жизнь так, чтобы человек из многообразия мира воспринимал те объекты, которые будут способствовать завершению незавершенной ситуации.

Если же позволить эмоциям течь и просто прислушаться к ним, почувствовать в теле, это может помочь лучше понять себя, завершиться незавершенным процессам , и тогда появится свободная энергия для встречи с чем-то новым.

Доверяйте своему мудрому бессознательному, и оно станет Вам верным помощником.

Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции...»

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции , работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.

О том, как важен эмоциональный интеллект и зачем его развивать. Теперь мы решили разобраться, что на сегодняшний день учёные могут сказать об эмоциях, как научиться отличать одну эмоцию от другой и нужно ли их сдерживать.

Что такое эмоция?

За последние сто пятьдесят лет учёные по-разному пытались описать эмоции и ответить на вопрос, откуда они берутся. Чарльз Дарвин написал книгу о том, что эмоции - врождённый способ адаптации организма к окружающей среде, при этом эмоции испытывают и выражают как люди, так и животные. Например, страх и отвращение - очень полезные для выживания эмоции: если организм умеет бояться, у него больше шансов вести себя осмотрительно и не быть съеденным кем-то более ловким. Две главные поведенческие стратегии всех живых существ - бороться или бежать - результат переживания гнева или страха соответственно. В своей работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин опирался на труд французского невролога Гийома Дюшена, который анализировал движение лицевых мышц, присоединяя к лицу человека электроды. С помощью иллюстраций Дюшена Дарвин доказывал, что универсальность выражения эмоций - результат генетически запрограммированного поведения. Испытывая отвращение, человек морщит нос, а испытывая радость, поднимает уголки рта.

Существуют ли базовые эмоции?

Спустя сто лет идею Дарвина и Дюшена стали развивать американские психологи Пол Экман, Кэррол Изард и Сильван Томкинс. Они так же, как и их предшественники, считали, что эмоции - врождённые механизмы, которые возникают в строго определённых условиях и умеют по-своему выражаются физиологически, экспрессивно и поведенчески. Учёные не смогли договориться, сколько существует базовых эмоций: кто-то говорит, что их пять, кто-то - семь, а кто-то утверждает, что и все двенадцать. Что касается всех состояний, не вошедших в пантеон, то они, по мнению исследователей, являются результатом смешения одних базовых эмоций с другими, как цветов в палитре.

Пол Экман продолжил дело Дюшена и Дарвина, анализируя выражения лиц человека в разных культурах. За свою жизнь он создал базу из 10 тысяч выражений лица, приобрёл прозвище «живого детектора лжи» и доказал, что самыми универсальными для разных культур являются мимические выражения шести эмоций: гнева, страха, отвращения, счастья, грусти и интереса. Концепция Экмана получила самое широкое признание в массовой культуре: в 2009 году Fox Network выпустила сериал «Обмани меня» о человеке, который лучше всех умеет определять эмоции по выражению лица, а в 2015 году компания Pixar сняла мультфильм « » о том, что в голове у каждого человека живут пять эмоций, которые управляют всеми его поступками.

Но если поп-культура убедила вас в том, что теория о базовых эмоциях - единственно верная и доказанная, то совершенно зря. Существует ещё по меньшей мере две довольно убедительных концепции, и обе они ставят под сомнение то, что эмоции - наследуемый биологический механизм. Согласно первой, эмоции всегда результат воздействия социокультурного контекста. По мнению учёных, придерживающихся этой теории, именно общепринятые нормы поведения, социальные и личные ценности, а не эволюция определяют значение каждой эмоции, её уместность в той или иной ситуации и приличные способы выражения. Поэтому трудно говорить об универсальности, если в одной культуре ценится вина, а в другой - стыд. Концепция психолога Рут Бенедикт, например, говорит о том, что европейская культура - культура вины (человек всё время перед кем-то должен держать ответ: перед богом, королём или своим народом), а японская культура - культура стыда (для человека самое главное - репутация и впечатление, которое он производит на окружающих).

Другая теория говорит, что эмоция не врождённый механизм и не результат социокультурного развития (хотя и телесная реакция, и культура важны), а всегда результат умственной оценки, неосознанной и неконтролируемой. Впервые эту идею сформулировал американский психолог Ричард Лазарус. Пользуясь метафорическим языком компании Pixar, можно сказать, что, согласно этой теории, в голове у человека не пять анимационных персонажей, а огромный игровой автомат: в нём есть шарик, который должен попасть в одну из бесконечных лунок - эмоций. Шарик - реакция, и он запускается, если происходит событие, которое имеет значение, является важным для организма. Значимость события или мысли можно проанализировать, и в результате можно предсказать эмоцию, которую испытает человек.

Как связаны мозг и эмоции?

Если собрать воедино всё, что учёным удалось доказать об эмоциях, мы точно можем быть уверены в нескольких фактах. Во-первых, эмоция - это физиологическая реакция. Когда человек испытывает эмоцию, у него активизируются определённые отделы мозга, эндокринная система вырабатывает определённые гормоны, повышаются или понижаются давление и сердцебиение, напрягаются мышцы - в общем, тело переживает эмоцию на всех возможных уровнях. Во-вторых, эмоция - это всегда реакция организма на какое-то внешнее или внутреннее событие, мысль, идею, которые имеют значение. Эмоция - это индикатор важности и значимости: если вы почувствовали что-то, нужно разобраться, какое значение для вас имеет событие. Это очень важно, ведь, если научиться понимать, что сейчас испытываешь (раздражение, ярость или, например, страх), можно разобраться, что именно в ситуации задело больше всего. А это, в свою очередь, позволит организму расслабиться и перестать тратить энергию на переживание эмоции.

Эмоция имеет начало и конец, это ограниченное по времени событие - что довольно приятно, потому что эмоция требует от организма больших энергетических затрат. Задача организма - заставить нас перестать испытывать эмоцию, а для этого мы должны выбрать, что делать дальше: грубо говоря, прятаться, бежать или ввязываться в драку.

Как отличить одну эмоцию от другой?

Научиться понимать собственные эмоции - один из важнейших навыков , но это довольно трудно, если до конца не ясно, как отличить ярость от раздражения, а страх - от тревоги. Швейцарский учёный Клаус Шерер с конца 1970-х разработкой теории, позволяющей отличать одну эмоцию от другой. Он, как и Ричард Лазарус, считает, что эмоции не существуют в организме сами по себе, а являются результатом последовательной оценки разной информации. По его мнению, решение, что испытать - отвращение, скуку или страх, - организм принимает бессознательно, проанализировав огромный объём информации о произошедшем событии.

Каждое событие - и внешнее, и внутреннее - организм оценивает по нескольким параметрам: значимости в целом, возможных последствий и действий, а также соответствия личным и культурным нормам. Чтобы было понятнее, что имеется в виду, Шерер сформулировал для каждого параметра вопросы. Первый из них: «Насколько это событие вообще ко мне относится? Влияет ли оно напрямую на меня или на мою группу?» Ещё до того, как начать реагировать на событие, организм должен решить, стоит ли тратить на него энергию. Для принятия такого важного решения психика бессознательно проверяет, насколько это событие новое (если новое, то на него точно надо обратить внимание), приятное и соответствует внутренним потребностям и целям.

Второй вопрос: «Каковы результаты и последствия этого события и как они влияют на моё благополучие, на мои нынешние и долгосрочные цели?» Если на предыдущем этапе организм решил, что событие стоит внимания, то дальше проясняется самое главное: кто виноват в событии (я, другие или природа), каким был мотив (всё произошло случайно, намеренно или по небрежности), какие возможны последствия, насколько они соответствуют моим ожиданиям и сколько времени у меня есть для действия.

На третьем этапе организм задаётся вопросом: «Насколько хорошо я смогу справиться или приспособиться к этим последствиям?» Задача эмоции - мобилизовать организм и справиться с событием: в этом случае эмоция исчезнет, и, если задача выполнена, организм сможет расслабиться. При этом справиться не обязательно означает достичь цели - может быть, отказаться от её достижения уже будет приемлемым результатом. На этом этапе организму очень важно определить, насколько человек вообще может контролировать произошедшее, и, если контроль возможен, какие силы (деньги, знания, социальные связи и тому подобное) есть у него, чтобы с этим событием справиться.

Наконец, последний вопрос: «Каково значение этого события по отношению к моему представлению о себе, к общественным нормам и ценностям?» На этом этапе организм пытается понять, помешало ли ему событие чувствовать себя хорошим человеком и что скажут о нём другие: друзья, родственники или коллеги. Для большинства эмоций этот пункт не очень важен, но в случае вины или гордости он решает всё.

Поскольку все люди разные и сталкиваются с особыми обстоятельствами, на эти вопросы каждый организм отвечает по-разному. Но за последние тридцать лет Шереру удалось доказать, что эмоции отличаются в зависимости от ответов на эти четыре основных вопроса.

Так из-за чего мы испытываем гнев, уныние или гордость?

На вопрос о том, какие вообще бывают эмоции, нет однозначного ответа. Существовало мнение , что эмоций столько, сколько существует слов в языке, описывающих разные состояния. Эта мысль кажется логичной до тех пор, пока речь не заходит о разных языках: если в одном языке есть понятие «восхищение», а в другом нет, значит ли это, что носители последнего никогда не испытывали эту эмоцию?

Клаус Шерер считает, что эмоциональных состояний может быть очень много, в зависимости от того, как именно организм отвечает на поставленные вопросы. В качестве примера он описал шестнадцать эмоций, утверждая, что человек будет их испытывать, если событие имеет для него определённое значение. Например, радость возникает, если событие не было новым и приносило удовольствие, произошло по чужой воле, соответствовало ожиданиям и не требовало срочных действий. В отличие от неё, восторг возникает, если событие было неожиданным и совершенно непредсказуемым, но очень сильно удовлетворило какую-то потребность и имело благополучные последствия.

Отвращение, или неудовольствие, возникает, когда событие было незнакомым и непредсказуемым, совершенно не удовлетворило потребности, с большой вероятностью будет иметь последствия и потребовало довольно срочных действий. Презрение, или пренебрежение,в отличие от отвращения, возникает, когда событие произошло из-за намерений других, оно с большой вероятностью будет иметь последствия, но срочные действия не требуются. При этом ситуацию можно контролировать, но у человека для этого недостаточно власти и силы. К тому же событие совершенно не соответствует представлениям об идеальном «я» и вряд ли будет положительно оценено окружающими.

Печаль, или уныние, человек испытывает, когда произошедшая ситуация была неожиданной и незнакомой и произошла по чьей-то вине или из-за чьей-то небрежности. Она могла бы удовлетворить потребность, но совершенно точно будет иметь неприятные последствия. Печаль возникает, если человек не может контролировать ситуацию (например, в случае смертельной болезни), имеет мало силы и власти, но у него есть возможность приспособиться к обстоятельствам.

Отчаяние возникает, когда событие было внезапным, совершенно незнакомым и непредсказуемым, стало препятствием для достижения целей и удовлетворения потребностей, произошло по вине окружающих или природы и было абсолютно случайным. Оно неподвластно человеческому контролю, и у человека нет ни сил, ни власти, чтобы к нему приспособиться. Тревога, или беспокойство, в отличие от отчаяния, возникает, если события были ожидаемыми, но, даже несмотря на то что у человека мало сил, он может к ним приспособиться.

Страх рождается, когда событие было неожиданным, совершенно непредсказуемым и незнакомым, когда оно оценивается как неприятное и даже болезненное. Это событие, причиной которого являются другие, оно с довольно большой вероятностью будет иметь неприятные последствия, над которыми у человека нет совершенно никакой власти. Раздражение, в отличие от страха, возникает по отношению к событиям, которые были ожидаемы и предсказуемы, но произошли не по чьей-то конкретной вине, а из-за небрежности и халатности. При этом у события будут неприятные последствия, с которыми (в отличие, например, от страха) у человека есть силы справиться.

Ярость -результат неожиданного, незнакомого и совершенно непредсказуемого события, виной которому намеренно стали другие. Это событие с большой вероятностью будет иметь неприятные последствия и требует немедленных действий. Но при этом ситуацию можно контролировать, и у человека есть над ней власть.

Стыд, вина и гордость в некоторых теориях называются эмоциями самосознания: они отличаются от остальных эмоций тем, что возникают только тогда, когда причиной события является намеренное желание человека. Стыд человек испытывает, если событие произошло по его собственной халатности и небрежности и оно совершенно не соответствует его внутреннему представлению об идеальном «я». Вина возникает, если человек сделал что-то намеренно и его действия не соответствуют внутреннему и внешнему представлению о правильном и хорошем поведении. Гордость возникает, когда событие произошло из-за намеренного желания человека и его последствия с большой вероятностью соответствуют и собственным идеалам человека, и культурным нормам.

Зачем нужны эмоции и стоит ли их сдерживать?

Последние сто пятьдесят лет учёные разными способами доказывают и убеждают нас, что эмоции - это не только нормально, но ещё и очень полезно. Во-первых, они сообщают сознанию, что произошло нечто важное и нужно принять меры. Во-вторых, эмоции помогают организму выбрать наиболее подходящую реакцию на событие. Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им взрослые сообщают информацию детям, которые ещё не умеют говорить.

В 1985 году американские учёные провели эксперимент: они поместили годовалых детей на специальную поверхность, чтобы исследовать их глубинное зрение . Детей поместили на так называемый зрительный обрыв - стол высотой около 120 сантиметров с верхом из толстого прозрачного стекла, разделённым на две части: под стеклом на одной половине стола находилась твёрдая панель с рисунком, а на другой половине такая же панель с рисунком лежала на полу. Оказалось, что когда на лицах матерей читались страх, тревога или злость, дети отказывались ползти на «глубокую» часть стола, где цветная панель лежала на полу, и наоборот, когда матери изображали радость, удовольствие и восторг, дети соглашались ползти. Этот эксперимент доказал, что люди используют эмоции окружающих, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать более точные и взвешенные решения. Поэтому когда кто-то говорит, что эмоции надо подавлять или сдерживать, он предлагает ограничить возможность коммуницировать и устанавливать отношения с окружающими.

Правильнее было бы сказать, что эмоции нужно учиться выражать и регулировать, потому что существует масса способов выразить то, что происходит внутри. При этом они очень сильно зависят от культуры: например, некоторые учёные считают, что в Японии люди чаще испытывают и выражают стыд, а в западноевропейских странах - вину. В особую группу выделяют «культуры чести», где самооценка человека сильно зависит от того, как он и его семья выглядят в глазах окружающих.

То, какие эмоции человек чаще испытывает, зависит не только от культуры, но и от его темперамента: считается, что склонность чаще испытывать «положительные» или «отрицательные» эмоции - врождённая черта. Несмотря на это, в течение жизни человек учится разным способам реагировать на происходящее, сначала наблюдая за родителями, а затем общаясь с окружающими.

Идея о том, что эмоции - неконтролируемые состояния, от которых нужно поскорее избавиться, давным-давно устарела. Эмоции - важнейший индикатор того, что происходящее имеет значение и нужно с ним разобраться. Если это кажется вам сложным, попробуйте начать с того, чтобы называть эмоции, которые вы сейчас испытываете: это позволит вывести их из бессознательного в осознанное и разобраться с тем, что вас больше всего задело.

Фотографии: Studio Ghibli, OLM, Inc., Pierrot, Nickelodeon Animation Studios, TV Asahi