Как помочь ребенку контролировать свои эмоции. Как помочь ребенку справиться с эмоциями: интервью с психологом Еленой Пятницкой. Упражнение «расслабление в позе морской звезды»

Дети непосредственны и открыты. Это касается и многих проявлений их эмоций. Однако не стоит путать непосредственность с частыми проявлениями детской агрессии и истеричности, например, при покупке игрушек. Это неумение ни выражать свои эмоции адекватно, ни управлять ими.

Ребенок сам плохо чувствует себя после такого самовыражения. Но не умеет делать это по-другому. Учить справляться с ними и контролировать их появления, добиваться своей цели менее агрессивными методами не только можно, но и необходимо.

Но даже у самых внимательных и терпеливых родителей дети не рождаются с умением управлять своими эмоциями, добиваться своего, дифференцировать свое негативное поведение от адекватного.

Как же помочь ребенку научиться справляться с эмоциями?

Выслушать. Уже то, что малыш будет знать, что его слушают, может успокоить его. Даже если родитель выслушивает его молча. Лишь бы в это время все внимания было направлено к ребенку, а не к телевизору. Достаточно самых простых однозначных ответов. Даже такое участие, возможность выговориться позволяет осознать свои чувства, признать их и, может быть, решить проблему.

Определить чувство. Нужно назвать малышу конкретным словом или выражением то, что он испытывает. Но только простым и понятным. Например: ты обижен, ты зол, та расстроен…

Не нужно умалять то, что он испытывает или отрицать значимость детской причины для взрыва эмоции. Услышав именно точное определение его переживания, он воспримет его, как естественное для всех, почувствует, что его понимают, успокоится.

Соучастие. Ребёнка может успокоить то, что у родителей тоже есть такие же желания или были в детстве. Или что они очень хотят сделать именно так, как хочется ребенку, но в силу обстоятельств, сейчас нет такой возможности.

Нужно дать понять, что родитель помнит о его желаниях и они также важны для него. Например, можно составить вместе их перечень или список возможных путей решения. Возможно именно уверенность, что взрослые помнят о них, сделает так, что про них станет забывать сам малыш.

Но главное, чтобы все это выглядело совершенно правдоподобно. Дети чувствуют фальшь. Если ребёнку покажется, что это все не по настоящему, то перестанет доверять. А тогда нужно будет искать новые пути, как ребенку справиться с охватившими его эмоциями.

Важно не давать ему конкретных советов, выражая свое участие. Он должен научиться решать свои проблемы, жить со своим эмоциями самостоятельно. Конечно, это не просто. Гораздо легче дать точные указания родителя как поступить, когда стоит плакать, а когда нет.

Мысленно можно представить себе наиболее вероятные, окрашенные эмоциями ситуации, которые могут случиться у ребенка и проиграть их в уме. При этом желательно попробовать посмотреть на них глазами ребенка, которого не понимают и не признают всей «важности» его проблем, а не только взрослого, которого утомляют детские смешные проблемы.

Не нужно задавать малышу вопросы, на которые он еще не в состоянии дать адекватный ответ. Например: почему ты все воспринимаешь так… или иначе, почему так нервничаешь…Такие вопросы только еще более загрузят его и без того взвинченную психику.

Совсем не обязательно соглашаться с правильностью его переживаний и чувств, с сильными эмоциями. Достаточно их признать их значимость.

Вместо банальных “…я понимаю тебя”, которые не совсем понятны маленькому ребенку, больше подойдет просто волнение и яркое чувство обеспокоенности проблемой. Тогда ребенок сможет доверять.

Не стоит скрывать, если определенные жесты и слова ребенка нехорошие. Родительскую расстроенность этим обязательно нужно подчеркнуть и сказать, как огорчают маму и папу такие слова.

Нельзя забывать, что очень многое зависит от того, как родители ведут себя в ситуациях, которые подразумевают яркую эмоциональную окраску. Они как никто другой, являются образцом для ребенка. В том числе в выражении своих эмоции и умении «держать удар». Если мама реагирует криком на многие проделки ребенка, то трудно ждать от ребенка чего-то другого. Если родители доказывают свою точку зрения на повышенных тонах, то и ребенок не знает других вариантов. Не удивительно, что однажды в начальных классах он перейдет от крика к уверенности, что помочь могут только кулаки.

И ожидать от ребенка, что он будет спокойно объяснять то, что ему не нравится, конечно, нельзя. Скорее всего, справиться со своими эмоциями ему будет очень сложно, и вполне возможно ребенок будет решать сложную ситуацию кулаками.

Если родители склонны во всем давать ребенку конкретные советы, то они рискуют, что их малыш в непростых жизненных ситуациях будет всегда надеяться на готовый совет извне. Если дается готовый совет, то ребенок не учится анализировать ситуацию, а ждет готовых решений.

Если ребенок эмоционален, то и разговор с взрослым должен быть окрашен соответственно. В противном случае ребенок будет разозлен поведением взрослого еще больше. Поэтому, если взрослые считают, что во время взрыва негативных переживаний у ребенка их спокойное холодное поведение должно помочь ему справиться с эмоциями, они сильно ошибаются. Но и переигрывание может быть излишним и выдать ложь.

Иногда ребенок может винить себя в каком-то поступке, называть себя глупым, бестолковым и так далее. Даже если очевидно, что он так не думает, нельзя повторять за ним его слова и соглашаться с этим. Нужно принять это, но не повторяя вслух его же негативной оценки.

Иногда родители сами не знают, как помочь своему ребенку, как прекратить его эмоциональные яркие проявления. Они идут за советами к знакомым, своим родителям, воспитателям, психологам. И это правильно. Но только отчасти. Потому что родительская неуверенность передается детям. Они чувствуют родительскую тревогу и растерянность. Это делает детское беспокойство еще острее. Поведение их становится еще более неуравновешенным и эмоциональным. Психологи утверждают, что немало родителей, которые интуитивно способны принимать правильные решения, в подобных ситуациях со своим ребенком ищут совета у других. Хотя только они знают своего малыша лучше остальных, и помочь могут не хуже них.

Терапевтические игры

Коррекционные игры признаются действенным методом для эмоционального развития ребенка
Эти методы активно используются психологами или воспитателями за их эффективность. Ребенок просто занят игрой, а через некоторое время уже имеют место улучшения в лучшую сторону.

Поговорить с «Тем, кто все знает». Это некто такой, к кому можно обращаться всегда с вопросами и за помощью. Например, ребенок не сможет сказать, почему он не решается подойти к другим детям и предложить дружить, стесняется взрослых. Вместе с ребенком нужно придумать такого человека или существо. Потом нужно рассказать малышу, что к этому существу может он обращаться всегда, как только ему будет это нужно, если станет неприятно, страшно или трудно. Взрослые удивятся, что иногда это существо, которое живет в бессознательном ребенка и создано им же, дает не глупые советы. Иногда, конечно нужно будет подкорректировать их. Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы.

Сочинить свою сказку. Навредить любой сказкой нельзя. Русские народные сказки – это не только терапия, но и источник мудрости. Сегодня, кроме того, существует много вариантов так называемых, коррекционных сказок, которые придуманы именно для того, чтобы оказывать внимание на определенный негативный нюанс поведения малыша.

Хорошо, если можно вспомнить сказку, в которой у героя есть какие-то переживания или события его сказочной жизни, сходные с теми, которые происходят с малышом. Сказочные герои заинтересовуют, дают надежду, помогают найти выход и дают надежду, что можно справиться со всем, что в конце все будет хорошо, что достигают хороших результатов даже те, у кого в начале сказки, в принципе, не было шансов. Но за свое стремление, мудрость им удалось достичь больших результатов. И при этом никто не кричал, не устраивал истерик, не ревел.

Но если такой сказки не вспомниться – не беда. Можно придумать самим. В придуманной сказке герой должен быть наделен похожими чертами характера, какими-то отличительными особенностями, которые есть и у ребенка. Пускай он столкнется с трудностями, как и малыш, но сможет выйти из них благодаря новому свойству, которое он вдруг обнаружил у себя.

Естественно, конец у такой сказки должен быть положительным, возможно даже фееричным. Доказано, что сказки, которые придумываю своим детям родители, обладают большим терапевтическим эффектом, чем уже сочиненные кем-то.

Волшебный мир. Эта игра заключается в погружении ребенка в волшебный мир, где есть только благополучие, радость. Эта терапия дает возможность ребенку создать какой-то волшебный мир, где ему безопасно и хорошо.

Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия.
Например, пусть он закроет глаза, и отправиться туда, куда ему всегда хочется, где всегда хорошо. Деталей должно быть как можно больше. Ребенок сам выберет средство, на котором он туда отправиться, что возьмет с собой. Пусть он расскажет, что ощущает в каждый момент своего путешествия: какие запахи, звуки, ощущения, что он видит за окном своей ракеты или летающей машины. Когда он вернется из своего виртуального путешествия, то пусть расскажет о том, все ли у него в порядке, как он себя чувствует. Не нужно торопить его. Он сам вернется из него, когда захочет.

В такой мир можно отправляться с ним когда угодно. Сначала в эту игру нужно играть ребенку с психологом, потом можно продолжать игры и в домашних условиях с родителями.

Песочные игры. Они способствуют развитию мелкой моторики. Тактильные ощущения, которые это дает, способствует расслаблению и внутреннему спокойствию.

Глубокое погружение в себя вместе с успокоительными тактильными ощущениями обеспечивает и рисование. Несмотря на всю простоту этих методов, рекомендацией психолога все же стоит воспользоваться. Такие игры приводят к уходу в подсознательное. Психолог посоветует, как при этом не навредить малышу, используя это методы самостоятельно.

Психологи рекомендуют и такой метод. Нужно дать ребенку бумагу с карандашами и попросить нарисовать, как он расстроен. Пусть он черкает и рисует. Стоит понимающе вставлять иногда что-то такое: «…понятно…, да…, так сильно ты расстроен…».

Категорически нельзя делать родителям

  1. Кричать и громко давать советы.
  2. Срывать свой гнев и раздражение на ребенке.
  3. Угрожать наказанием. Отдача будет аналогична крику. Возможно, он и замолчит и прекратит капризничать. Но эмоции только идут вглубь, а не исчезают. Будучи спрятанными, эмоции только становятся сильнее и ждут своего момента, чтобы выплеснуться наружу.

Вряд ли ребенок станет манипулировать родителем, если будет чувствовать, что он его понимает и воспринимает со всей серьезностью.

Капризы и недовольство, обида и страх, слишком бурная радость и грусть со слезами — ребенок переживает широкий спектр чувств. И родителям стоит научить его управлять своими эмоциями, а не поддаваться им полностью.

Чем старше малыш, тем больше он погружается в мир общения — друзья на детской площадке, товарищи по спортивному кружку и тренеры, одноклассники и учителя. Вместе с этими людьми в его жизнь приходят новые события и условности — в том числе, и необходимость сдерживать свои эмоциональные порывы. Как научить ребенка контролировать свои чувства?

Что значит «контроль над эмоциями»?

В процессе жизни каждый из нас учится справляться с неудачами, делать из них выводы и идти дальше. Принимать решения, разбираться в своих желаниях, строить планы и следовать им. Находить подходы к решению конфликтных ситуаций и отличать главное от второстепенного. И все это является частью одного целого — контроля над своими эмоциями!

Как научить ребенка справляться со своими чувствами?

По мере своего эмоционального развития ребенок постепенно познает самые разные чувства — от радости и удивления до обиды и грусти.

В возрасте 2 — 3 года малыши в большинстве своем очень импульсивны и эмоциональны, не способны распознавать эмоции других и выражать собственные социально приемлемым способом. В 4 — 5 лет дети уже лучше контролируют свои чувства, но по-прежнему сильно переживают каждую негативную эмоцию.

Для того чтобы помочь детям справиться со своими чувствами, родителям стоит знать несколько простых и универсальных с точки зрения возрастов детей принципов и приемов воспитания.

Шаги к контролю над эмоциями

Не запрещайте ребенку чувствовать что-либо. Не стоит говорить «Обижаться — плохо», «Злиться нельзя!» или «Ты плачешь от злости, хорошие дети себя так не ведут!» Лучше позаботьтесь о том, чтобы ребенок адекватно воспринимал любые эмоции. Для этого достаточно обсуждать с ним его переживания и ощущения.
Помните, что малыш не сможет изучить свою эмоциональность, если будет прятать эмоции от себя или подавлять их. Помогите ему понять и принять переживания. «Конечно, ты расстроен. Любой бы расстроился на твоем месте. Но, знаешь, ничего страшного. В следующий раз сможешь сделать по-другому».
Советуйте и рассуждайте вместе с ним! Или приводите примеры: «Когда у меня плохое настроение, я всегда слушаю веселую музыку».
Учите малыша видеть хорошее! «Из-за дождя мы не сможем пойти гулять. Зато именно сегодня можем делать аппликации».
Разыгрывайте ситуации, в которых ребенок будет тем, кто успокаивает, утешает или даже проявляет строгость. Вы можете играть за куклу, которая будет капризничать и шалить, а малышу доверить роль взрослого, который должен отреагировать на поведение куклы.

Помните, помогая малышу научиться контролировать свои чувства, вы учите его не поддаваться страхам и обидам, злости и грусти — всем тем чувствам, которые могут помешать ему успешно достигнуть своих целей и проявлять свои способности.

Тема эмоционального развития ребенка очень интересная и очень широкая. В последнее время, следуя пожеланиям моих подписчиц, я стараюсь по мере сил, освещать ее в на моем сайте, но некоторые вопросы, которые я получаю по электронной почте, да и, что уж греха таить, которые ставит передо мной мой собственный сын, подтолкнули меня к мысли обратиться к практикующему психологу, эксперту в области детско-родительских отношений, автору проекта «Фишки воспитания», маме дочки 5 лет, Елене Пятницкой .

Детская непосредственность в выражении эмоций

Елена: Здравствуй, Марина. Спасибо, что пригласила меня побеседовать на тему детских эмоций. На мой взгляд она одна из важнейших в воспитании ребенка, т.к. от психологического самочувствия ребенка часто зависит и его успешность, и способность усваивать новый материал. Видеть своего малыша довольным и радостным — желание многих родителей, поэтому так важно каждому родителю разбираться в вопросах эмоций.

Марина: Дети такие непосредственные в выражении своих эмоций. Но одно дело, когда ребенок с разбега запрыгивает на папу, вернувшегося с работы, и совсем другое – когда он орет на весь магазин в ответ на отказ купить очередную машинку или ведет себя агрессивно. Возможно ли научить ребенка сдерживать свои эмоции и выражать их в какой-то приемлемой форме? И нужно ли это, не пропадет ли от этого та самая детская непосредственность?

Елена: Да, дети — народ непосредственный! Но агрессивный, часто устраивающий истерики ребенок — это не похоже на непосредственность выражения эмоций. Это, скорее всего — крайний способ выражения эмоций ребенка, который просто не умеет выражать эмоции по-другому. Малыш и сам страдает от своих криков и агрессии, но эмоции внутри, и держать их в себе дальше он уже не может. Поэтому и начинает безобразничать. Учить ребенка управлять эмоциями можно и нужно. Но учить не столько сдерживать, сколько находить приемлемые варианты для их выражения.

Эмоциональное развитие ребенка в семье

Марина: Как родители могут помочь ребенку справиться с эмоциями?

Лена: Марина, от родителей зависит очень многое. Именно они дают ребенку образец того, как надо справляться со своими эмоциями. Если мама раздражается и кричит каждый раз, когда сталкивается с детским непослушанием или «проделками», она дает пример агрессивного реагирования на недовольство.

И ожидать от ребенка, что он будет спокойно объяснять то, что ему не нравится, конечно, нельзя. Скорее всего, справиться со своими эмоциями ему будет очень сложно, и вполне возможно ребенок будет решать сложную ситуацию кулаками.

Существует множество способов, которыми родители могут помочь ребенку выражать свои эмоции. Это и поведение самых родителей как образец эмоциональной грамотности, и игры, направленные на выражение эмоций, и беседы с ребенком.

Коррекционные игры для эмоционального развития ребенка

Марина: Я знаю, что даже в очень «запущенных» случаях отлично помогает:

  • песочная терапия,
  • различные психологические упражнения,
  • коррекционные игры,
  • сказкотерапия.

Да и любому ребенка такие занятия идут только на пользу. Это всё – только для кабинета психолога или же какие-то из этих приемов могут и должны применять обычные родители, не имеющие педагогического или психологического образования?

Елена: Марина, отличный вопрос. Я очень люблю эти методы в работе с детьми и знаю, насколько они эффективны. Ребенок, казалось бы, просто играет, а спустя несколько занятий, он уже начинает себя чувствовать совершенно иначе. Да, психологи активно их применяют. Но и родители, зная основы работы с этими методами, могут использовать их для того, чтобы помочь ребенку выразить свои эмоции и почувствовать себя лучше.

Игра с песком дает ребенку новые тактильные ощущения, расслабляет, позволяет внутренне успокоиться. Песок и работа с красками — это глубокое погружение в свой внутренний мир, как говорят психологи, в бессознательное. А значит, это возможность сгладить внутренние переживания и немного «утихомирить» внутренних «бунтарей». Но так как это работа с бессознательным, то и осуществляться она должна корректно, чтобы не навредить малышу. Поэтому тут хороша консультация психолога в отношении того, что и как можно использовать их этих методов самостоятельно.

Если говорить о сказкотерапии, то совершенно безопасно можно читать ребенку народные сказки, т.к. они кладезь народной мудрости. Сейчас также существуют уже готовые авторские психотерапевтические и психокоррекционныесказки, которые направлены на решение какой-то конкретной детской проблемы. Но тут лучше использовать проверенные сказки. Конечно, это отдельная тема, но на вебинаре я буду касаться этого вопроса.

Марина: Чего НЕ стоит делать родителям в ситуациях, когда ребенок не может справиться с эмоциями и ведет себя неадекватно? Как не закрепить подобное поведение своими необдуманными реакциями?

Елена: Начнем с того, что совершенно бесполезно кричать и срывать свое раздражение и гнев на ребенке. Сильные негативные эмоции, например, агрессия и гнев, только «заведут» ребенка еще больше. Вспомните свои ощущения, когда кто-то кричит на вас. Хочется успокоиться и замолчать? Конечно, нет! Хочется ответить тем же, защищая себя.

Угроза наказания действует примерно также. Возможно, из страха, ребенок послушается и сможет успокоиться. Но перестанет ли он внутри испытывать негативные эмоции? Скорее всего, он просто сможет сгладить внешнее проявление эмоций. Но, известно, что невыраженные эмоции только усиливаются, не находя выхода и очень сильно вредят человеку, так большому, так и маленькому.

Тревожные признаки эмоционального состояния малыша

Марина: Как понять, что в эмоциональном плане с малышом не все в порядке? Что можно предпринять при первых тревожных признаках, а когда стоит обратиться к специалисту?

Елена: Понять, что в эмоциональном плане все хорошо, мы можем, наблюдая и разговаривая с ребенком:

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

  • если малыш доволен,
  • часто испытывает радость,
  • открыто радуется новым игрушкам,
  • легко увлекается игрой,
  • соглашается на новые игры,

Тогда мы можем говорить о норме. Также надо обратить внимание на то, как малыш выражает негативные эмоции и как часто он их испытывает.

Тревожные признаки:

  • это истерики до того состояния, когда ребенок не может успокоиться самостоятельно,
  • частые проявления агрессии,
  • стремление решать вопросы кулаками,
  • ситуации, когда ребенок специально (начинает первым) кусается или толкает других детей.

Беспокойство вызывают также «идеальные дети», которые слишком спокойные и на первый взгляд, беспроблемные. Тревожные признаки в этом случае, если:

  • ребенок с трудом вступает в контакт с новыми людьми (взрослыми или детьми),
  • часто тревожится по разным поводам,
  • испытывает множество страхов,
  • не любит и избегает общения со сверстниками.

В этих случаях, во многом, ребенку могут помочь родители, но консультация специалиста очень желательна.

Марина: Многие слышали, что на эмоциональное состояние ребенка могут сильно влиять ссоры и развод родителей, появление младших детей в семье, начало посещения детского сада, болезни и т.п. А что ты скажешь о влиянии позитивных событий, они тоже могут быть стрессом для малыша?

Елена: Очень интересный вопрос. Марина, ты абсолютно права. И позитивные события могут стать для ребенка неожиданным стрессом . Например, рождение братика или сестренки может быть для ребенка долгожданным событием.

Ребенок ждет рождения малыша и возможно очень хочет этого события, но когда младший ребенок появляется, это оказывается не таким радужным событием для него. Мама постоянно занята с младшим ребенком, который часто плачет. И вообще непонятно как играть и общаться с младшим братиком или сестрой. Появляется ревность и масса новых, непонятных малышу чувств.

Даже если говорить о таких положительных эмоциях, как посещение детских мероприятий, походы в гости и пр., то большое количество положительных эмоций может вызвать перевозбуждение и малыш просто может не справится со своими эмоциями. Вы наверняка наблюдали, что активные и интересные игры детей часто заканчиваются слезами, драками или ушибами.

Как заниматься эмоциональным развитием ребенка

Марина: В последнее время я замечаю, что среди родителей растет интерес к развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Я связываю это с тем, что развитие интеллекта, обучение письму, счету, чтению сегодня можно доверить специалистам развивающих центров, да и богатство дидактических материалов, пособий, игрушек тоже радует мам, увлекающихся развитием ребенка.

А вот достойных материалов, методик и четких рекомендаций о том, как развивать эмоциональную грамотность ребенка, я пока не встречала. Давай немного приоткроем завесу тайны для наших слушательниц. Расскажи о том, чего ожидать участницам тренинга «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей».

Елена: Дело в том, что мы с Мариной подготовили новый тренинг « » . Это просто грандиозная задумка 3-х недельного мощного курса по развитию у ребенка эмоционального интеллекта с двумя авторами-тренерами. На тренинге мы расскажем о том:

  • как выявить уровень развития эмоций ребенка,
  • как оценить нормы эмоционального развития вашего малыша,
  • как развивать эмоциональный интеллект ребенка.

Будет множество практических упражнений и заданий, обратная связь на ваши ситуации от тренеров. Это возможность и родителям повысить свою эмоциональную грамотность.

Марина: И последний вопрос. Твои 3 самые главные рекомендации родителям, которые хотят воспитать, скажем так, эмоционально благополучных детей .

Вторая рекомендация — это сохранять «ребенка» внутри себя. Играя с малышом, делайте это не как родитель, желающий чему-то научить своего ребенка, развить в нем какие-то качество, а с удовольствием, так, как это делают наши дети.

И наконец, третья! Позволяйте ребенку быть собой, выражать то, что он чувствует, даже если это не самые приятные эмоции. Он живой, он чувствует, и поэтому не может быть всегда довольным и веселым. Принимайте своего малыша разным — он такой один!

Марина: Лена, большое спасибо за интервью!

Напоминаю, что я и Елена Пятницкая ждем всех родителей, неравнодушных к вопросам воспитания эмоционально грамотных детей, на тренинге «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей «.

Полезная идея, с которой полезно познакомить ребенка – на свои чувства можно осознанно влиять. Если у тебя возникло какое – то чувство, то в твоих силах воздействовать на него, отчасти изменить его в нужном направлении. Также можно намеренно вызывать в себе чувства, которые полезны или приятны.

Как помочь ребенку понимать себя - статья о том, как помогать ребенку разбираться с внутренними переживаниями.

Серьезных схем управления чувствами ребенку не объяснить, но некоторые идеи по улучшению настроения и снижению интенсивности негативных эмоций будут хорошей основой для дальнейшего развития.

Коллекционируйте средства улучшения настроения

Когда грустно, можно:

- особенно красиво накрыть на стол

- устроить костюмированную вечеринку

- включить веселый плейлист, созданный заранее из любимой музыки

- посмотреть любимые фото (также приготовленные заранее, для подобных случаев)

- пойти во двор кормить птиц

Способов может быть бесконечное количество, они уникальны для каждой семьи. Важно передать ребенку мысль: на плохое настроение можно и нужно влиять осознанными усилиями, а не пассивно плавать в нем.

Отличная идея – завести специальную тетрадь с рецептами счастья и украсить ее вместе с ребенком.

Старайтесь минимально включать в «рецепты счастья» мероприятия связанные с едой и покупками, такие идеи часто становятся лидерами в улучшении настроения, но в будущем создают проблемы. Привычка заедать плохое настроение или покупать вещи, чтобы порадовать себя – не лучшие методы, которые можно передать ребенку. Вместо идеи – поесть пирожных, может подойти идея – выйти поиграть в футбол во дворе. Вместо идеи – купить новую игрушку, подойдет намерение попеть вместе под караоке.

Очень важно, чтобы удовольствия, которые вы выбираете для улучшения настроения, не были потенциальными создателями проблем. Делайте акцент на активности, удовольствиях связанных с взаимоотношениями людей, на тех удовольствиях, которые полностью в ваших руках и не зависят от внешних обстоятельств.

Ищите вдохновители

Одной из важнейших задач эмоционального интеллекта является порождение нужных эмоций.

Как помочь себе прийти в бодрое или вдохновленное состояние?

Как скучную уборку превратить в увлекательную игру?

Музыка, юмор, вдохновляющие семейные традиции – все это способы менять свое настроение. Чаще предлагайте ребенку САМОМУ стать творцом того, что у него внутри.

5 летний Миша не любил убирать комнату по утрам. С папой они решили найти волшебный ключ, к запусканию утреннего «уборочного настроения». Этим ключом оказалась любимая песенка. Когда Миша самостоятельно запускал волшебный ключ – работа шла веселее.

Маша не испытывала вдохновения при мысли, что ей надо мастерить открытки для близких в дни рождения. Был придуман «Супервдохновитель открыток» - просмотр любимых фотографий, связанных с именинником.

Раскладывание вещей после стирки или после поездок - скучное дело. В семье, где росли мальчики - близнецы 5 лет было решено, что на раскладывании вещей они становятся роботами, причем время работы «роботов» было строго ограничено, у них кончался заряд. В этой игре мальчики делали дело отлично и вещи были на местах.

7 летняя Ане было выделено непростое и важное домашнее дело: мыть пол на кухне. Чтобы помочь девочке, мама рассказала ей о своем детском способе мыть пол: надо было сначала рисовать геометрическую фигуру шваброй, а потом ее мыть. В такой игре мыть пол было даже увлекательно.

Нужно не просто играть с ребенком, чтобы помочь ему в каких – то делах, но и рассказывать ему об идее, что неприятные дела делать проще, если ты сможешь разбудить у себя нужное настроение: азарт, вдохновение, интерес.

Учите ребенка обращаться с неприятными эмоциями

Не правильно думать, что негативных эмоций нужно избегать. Чувства – важные индикаторы, связь с реальностью, человек должен воспринимать весь спектр чувств – и приятные и неприятные. (Головоломка: зачем нужны неприятные эмоции). Не надо убеждать ребенка, что хорошие детки не злятся, настоящие мальчики не боятся, а обижаются только глупцы. Все эмоции нужны для определенных целей. Они важны:

- для регуляции своего поведения

- для понимания других и возможности им сочувствовать

- для возможности делать правильные выборы и избегать того, что причиняет боль.

Но, разумеется, если ребенок сильно разозлен, боится или грустит, то разумно помочь ему перейти к более комфортному состоянию.

Гнев – одна из важнейших эмоций с самой высокой энергетикой, наиболее разрушительно действующих на отношения и на человеческий организм. Возникает гнев у детей очень часто. Это естественный ответ организма на препятствия, которые возникают в жизни ребенка. Препятствий этих, разумеется, много, волю ребенка постоянно ограничивают правилами. Всерьез работать с причинами возникновения гнева с дошкольниками нельзя, у них еще не развита достаточно возможность анализировать и строить логические цепочки. Однако, можно и нужно учить ребенка, что:

Гнев это нормальное чувство, возникающее у всех людей

Выражать гнев можно только способами, которые не вредят окружающим

Что делать с гневом

  • Побуждайте ребенка сказать о своем гневе словами, просто сказать: «Сейчас я злюсь». Это вполне нормальная форма выражения гнева, но она не особенно распространена в нашем обществе, поэтому ребенка нужно этому отдельно учить.
  • Предложите ребенку нарисовать свой гнев, показав вам, как он злится

Способы выражения гнева, как правило, не снижают его интенсивность. Миф о том, что выразив гнев, вы выпускаете пар, и гнев проходит, прочно засел в сознании многих, но это действительно миф. Сколько бы вы ни били подушку, ни рвали бумагу, ни топали ногами, ни кричали и не хлопали дверями, гнев от этого не уменьшится. Выражая гнев, вы стимулируете те зоны мозга, которые собственно и отвечают за само возникновение гнева. Выражая гнев, вы можете испытывать некоторое облегчение, даже удовольствие, но именно это удовольствие и становится причиной все новых вспышек гнева, за которые вам потом стыдно.

Выражать гнев, действительно, иногда необходимо, но это не способ снизить его интенсивность. Два главных способа снизить интенсивность гнева – физическая активность и изменение фокуса внимания . Помогая ребенку снизить свой гнев, предложите ему:

  • Поиграть в активные игры: мяч, бадминтон, бег – все эти виды активности подойдут, если ребенок напряжен и злится. Однако, если ребенок сильно зол, то активная игра с ровесниками может закончится ссорой.
  • Побыть в одиночестве. Иногда, чтобы гнев прошел, нужно просто уйти из раздражающей ситуации и побыть одному
  • Рисовать или раскрашивать картинки - отличный способ снижения чувства гнева.
  • Посмотреть мультфильм. От этого способа дети никогда не отказываются и он отлично помогает снизить чувство гнева. Гнев питается мыслями о мнимых или реальных притеснениях, несправедливости окружающих. А сюжет мультфильма просто прерывает эти мысли, побуждая следовать за собой.

Страх – также нередкий гость в мире ребенка, даже достаточно уравновешенного. Часть страхов эволюционно закреплены и являются возрастными явлениями, это например, страх темноты, одиночества, исчезновения близкого. Ребенок может бояться оставаться в темноте, протестовать против закрывания двери детской или не отпускать от себя маму. Большинство таких страхов проходит сами собой. Однако, как действовать, когда страшно – важный урок, который взрослые могут передать детям.

Детские страхи – одно из нормальных явлений в процессе взросления. Однако, сама по себе эмоция страха крайне неприятна, и ребенку нужно обязательно помогать справиться со своими страхами. Жизнь со страхами не должна стать нормой для ребенка.

Для того чтобы помочь ребенку подружиться со страхами, необходимо создать определенную атмосферу в семье, которая будет способствовать этому процессу.

Спокойно реагируйте на страх ребенка . Нередко встречаются ситуации, когда малыш чего-то боится, а мама пугается самого факта, что ребенок боится. В итоге оба испытывают одно и то же чувство по разным причинам. Не надо сливаться с ребенком в страхе. Нужно помнить, что страхи являются нормальным явлением для ребенка, и его в этот момент нужно поддерживать, а не впадать вместе с ним в панику.

Не ругайте и не стыдите ребенка . Страх - болезненная, неприятная эмоция. Ни ругать, ни стыдить ребенка в ситуации, когда он чего-то боится, не имеет смысла. Вы добьетесь только того, что ребенок замкнется. Ребенок, лишенный в момент переживания страха поддержки, может начать испытывать общую фоновую тревогу, но не понимать, чего именно он боится. Разрешите ребенку открыто говорить о своих страхах. Иногда достаточно открыть тему страха, чтобы преодолеть этот страх.

Обеспечьте ребенку достаточную физическую активность. Чем больше у ребенка возможностей для физической активности, тем лучше он справляется с эмоциональными проблемами, в том числе и со страхами.

Обеспечьте ребенку общение со сверстниками. Исследования показывают, что дети, имеющие много контактов со сверстниками, меньше подвержены страхам.

Не запугивайте ребенка, решая педагогические задачи. Один из самых варварских способов добиться соблюдения дисциплины от ребенка – хорошенько его напугать.

За психологической консультацией обратилась семья с 4 летней дочкой. У девочки было много страхов – темноты, злых героев и проч., это беспокоило родителей. После того, как мы обсудили стратегию выхода из сложившейся ситуации, отец девочки неуверенно сказал: «И, наверное, не надо говорить, что ее унесет Баба Яга, если она спать не будет». Оказалось, что у девочки имелись сведения о том, что если она откроет глаза после определенного времени, то ее украдет Баба Яга. Родители творчески подходили к вопросу засыпания и даже не ленились устраивать инсценировки с рычанием у двери, считая это вполне нормальным, освещенным вековой традицией способом уложить ребенка спать.

Пугать ребенка тем, что его украдут на улице, заберут злые герои, отдадут в детский дом - значит намеренно повышать его тревожность! Родители могут получить от этого сиюминутную выгоду (ребенок, например, с перепугу закрывает глаза и пытается уснуть или перестает капризничать), но в долгосрочной перспективе это губительная тактика.

Когда выполнены вышеописанные условия, можно попробовать применить специальные приемы для преодоления страха.

  • Уничтожение фантастических героев и объектов страха. Этот способ очень хорошо работает с маленькими детьми. Если ребёнок боится картинки, какого - то предмета, или прочих материальных вещей, вы можете просто уничтожить объект страха, убрав его из зоны видимости ребенка.

С невидимыми персонажами страхов также можно «бороться» физическими средствами. Например, можно изготовить спрей «Антимонстр». Вы можете взять флакончик с водой, наклеить на него картинку, где изображен перечеркнутый монстр или персонаж, который вызывает у ребенка страх. Когда вам надо оперативно среагировать на страх, вы быстренько разбрызгиваете воду в «опасные места», тёмные углы спреем «Антимонстр». Такой прием работает очень хорошо.

Конечно, у всех родителей должна быть волшебная палочка, с помощью которой они прогоняют страхи из-под кроватей. То есть, если ребёнок видит монстров, надо серьёзно к этому отнестись и сказать: «Да, я тебе верю, и все эти монстры отлично меня слушаются, теперь я их прогоняю».

Когда мы сталкиваемся со страхами ребенка, опасность является виртуальной, поэтому мы справляемся с ней волшебными способами.

  • Постепенное снижение чувствительности. Постепенное приближение к пугающему объекту, его изучение снижают страх перед ним. Иногда дети интуитивно используют этот способ преодоления страха. Например, ребенок может смотреть страшный для него эпизод из другой комнаты или рассматривать пугающую картинку в зеркало или стекло шкафа. В этом случае ребёнок не полностью уходит от того, что его пугает - он хоть одним глазком, но смотрит.

Такая же тактика может применяться взрослыми, когда нужно помочь ребенку преодолеть страхи. Если ребенок боится собак, не надо обходить всех собак за версту. Постепенно нужно приближаться к объекту страха. Нужно изучать породы собак, рассматривать картинки в книжках или Интернете. Можно смотреть кино про добрых, хороших и полезных собак. Полезно наблюдать за собаками - сначала издалека, потом, когда ребенок будет готов, подходить все ближе и ближе. Когда ребенок будет готов, его можно будет познакомить с мирной собачкой декоративной породы.

В книге, предназначенной для совместного чтения с ребенком «Тайное общество покорителей страха» я описала этот принцип обращения со страхом – если что-то пугает, надо приближаться к этому постепенно, а не избегать этого. Книга подходит детям от 6 лет.

  • Проигрывание пугающих ситуаций также можно считать постепенным приближением, овладеванием объектом страха. Например, если ребёнок боится купаться в ванне, предложите ему игру, в которой он купает кукол. Если малыш боится заходить в ванну, можно купать кукол сначала в тазике в комнате. Возможно, в начале игры в нем даже не будет воды, если вода вызывает страх у ребенка. В процессе игры вы постепенно вносите в нее новые элементы – переносите место действия в ванную комнату, предлагаете ребенку сесть в ванну вместе с его куклами, начинаете использовать воду. Так происходит адаптация ребенка к пугающему фактору.

Точно так же можно поступить в том случае, если ребёнок боится расставаться с мамой в детском саду. Играйте с ребёнком в детский сад, например, возьмите двух игрушечных медвежат и проиграйте ситуацию, когда мишка ведёт своего маленького мишутку в садик, и там они расстаются. Предлагайте ребенку роли разных персонажей в этой игре.

  • Спонтанная игра . В этом случае вы не предлагаете ребенку проигрывать конкретную ситуацию, а просто предоставляете ребёнку пространство и время для игры. Игра для детей является психотерапевтическим средством, они естественным образом преодолевают в игре свои эмоциональные затруднения, в том числе страхи. Использование этого простого приема иногда связано с трудностями у тех родителей, которые делают упор на интеллектуальное развитие ребенка, у которых дети «дурака не валяют». Родителям важно помнить, что игра это именно та деятельность, которая ведет к развитию психики ребенка и ее невозможно заменить никакой другой активностью.

Спонтанная игра ребенка может быть весьма однообразной, ребенок может сотни раз проигрывать одну и ту же ситуацию, если она является для него болезненной. Часто он просит родителей участвовать в такого рода игре. Важно помнить, что многократное проигрывание какой – то игровой ситуации необходимо ребенку и не стоит вмешиваться в такого рода игры, пытаясь внести в них разнообразие.

В некоторых случаях страхи ребенка не удается победить самостоятельно, и родителям приходится обращаться к психологу. Это стоит сделать, если:

  • Все предложенные выше методы не срабатывают.
  • Страхов становится больше, они растут как снежный ком.
  • Страхи очень серьёзно дезорганизуют жизнь в семье. Например, вы вынуждены всей семьей спать со светом или не можете совместно выходить из дома.

Грусть, печаль – одна из важных и неприятных эмоций человека, со сниженной энергетикой, в отличие от гнева или страха, которые, напротив, наполняют человека энергией для бегства или атаки. Как и другие эмоции грусть необходима человеку, ее осознание не опасно, часто она важный индикатор того, что нечто идет не так. Имея такой индикатор вы можете правильно выстроить жизненные стратегии. Грусть нуждается в выражении, часто возможность сказать себе или близким, о своей грусти необходима, и этого достаточно для того, чтобы получить облегчение и почувствовать поддержку.

Выражение грусти, однако, не должно превращаться в непрерывное плавание по волнам печали.

Привычка все время предъявлять близким свои страдания может формироваться, если реакция близких на эти страдания преувеличенно яркая, люди тогда как бы сливаются в переживании печали. Так, если вы подчеркнуто эмоционально реагируете именно на выражение страдания и грусти своего ребенка, выдаете целый спектр подкрепляющих реакций, если ребенку плохо: он поранился или загрустил, то велика вероятность, что именно такие эмоции станут для ребенка ведущим способом получить поддержку близких. И он будет постоянно предъявлять свои страдания в надежде на поглаживания. Такие люди всем известны, они постоянно рассказывают как им плохо, надеясь получить поддержку окружающих, это их главный канал эмоционального питания.

Механизм такого перекоса нетрудно понять: родители стремятся утешить и поддержать ребенка в ответ на его негативные эмоции, жалеют его особенно тепло именно в тот момент, когда ему плохо. Иногда становятся преувеличенно ласковы, иногда даже покупают утешительные подарки. И бессознательно у ребенка может закрепиться связь между любовью близких и собственным несчастьем (или даже болезнью). Хочешь, чтобы тебя любили – будь несчастен!

Не стоит и говорить, что такой исход крайне нежелателен. Чтобы этого не произошло, придерживайтесь трех важных стратегий:

  • Реагируйте на ВСЕ эмоции ребенка, а не только на страдание . Старайтесь чаще объединяться с ребенком именно в позитивных переживаниях, будьте с ним, когда он счастлив или спокойно доволен. Часто получается, что когда ребенок спокоен, благополучен или мирно чем - то заинтересован, родители почти не включены эмоционально в его жизнь. Зачем, когда все идет нормально? Но, именно в эти благополучные моменты нужно включаться и поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, тогда они будут повторяться чаще. А если родитель эмоционально «просыпается» только когда ребенку плохо, то ребенок весьма вероятно научится это «плохо» культивировать для привлечения внимания родителей.
  • НЕ преувеличивайте реакцию на грусть или страдание ребенка . Конечно, вы хотели бы поддержать своего любимого ребенка, даже стереть его негативные эмоции. Но, все же, не стоит реагировать на них, как на природный катаклизм. Человек полностью готов к переживанию всего спектра естественных эмоций, они ему не вредят. Поэтому, видя грусть своего ребенка, не нужно бросать все силы на ее преодоление, не нужно чувствовать личную ответственность за возникновение этой грусти и свой долг как можно скорее ее уничтожить. Вы не хозяин эмоциям ребенка, они, как правило, вне зоны вашего контроля. Реагируйте на эмоции ребенка понимающе, но довольно спокойно. Родители, слабо чувствующие личные границы реагируют на плачь ребенка, как на катастрофу, впадая почти моментально в такое же состояние. У эмоционально несдержанных родителей растут такие же дети именно из – за своеобразного заражения эмоциями: эмоция одного члена семьи сразу становится общей. Люди не умеют отделять себя от чужих эмоций, позволять другому переживать свою эмоцию не сливаясь с ним.
  • Не игнорируя грустные переживания, держите курс на радость.

Отличная игра описана в известном романе для детей «Полианна». Главная героиня ищет положительные моменты в жизни, невзирая на весьма тяжелые обстоятельства. Она называет это «игра в радость». Эта тактика действительно может стать отличной жизненной стратегией.

«Игра в радость» не имеет ничего общего с перечеркиванием отрицательных эмоций, их вытеснением. Но благодаря постоянному поиску позитивных моментов в жизни общий настрой становится более жизнеутверждающим.

© Елизавета Филоненко

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение “взрываются” и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.

Этот совет (предоставление выбора способа взаимодействия) особенно актуален, когда речь идет об агрессивных детях. Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева - недостойная реакция. Уже в детском возрасте нам внушают эту мысль взрослые - родители, бабушки, дедушки, педагоги.

Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной “копилкой гнева”. Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на “подвернувшегося под руку” или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Даже если мы очень постараемся и не поддадимся соблазнительному способу “извержения” гнева, наша “копилка”, пополняясь, день ото дня новыми негативными эмоциями, в один прекрасный день все же может “лопнуть”. Причем не обязательно это завершится истерикой и криками. Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут “осесть” внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечнососудистым заболеваниям. К. Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме - вербальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомендует В.Оклендер. В своей книге “Окна в мир ребенка” (М., 1997) она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольного возраста (6-7 лет) обычно испытывают облегчение.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань и привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Возможно, не удовлетворенный сложившейся ситуацией ребенок, который боится по тем или иным причинам вступать в открытое противодействие, но тем не менее жаждет мести, выберет и другой путь: будет подговаривать сверстников, чтобы те не играли с обидчиком. Такое поведение работает, как мина замедленного действия. Неизбежно разгорится групповой конфликт, только он будет дольше “зреть” и охватит большее количество участников. Метод, предложенный В. Оклендер, может помочь избежать многих неприятностей и будет способствовать разрешению конфликтной ситуации.

Пример

Подготовительную группу детского сада посещали две подружки - две Алены: Алена С. и Алена Е. Они были неразлучны еще с ясельной группы но, тем не менее, без конца ругались и даже дрались. Однажды, когда психолог зашел в группу, он увидел, что Алена С., не слушая пытавшегося утихомирить ее воспитателя, швыряет все, что подвернется ей под руку, и кричит, что всех ненавидит. Приход психолога оказался как нельзя более кстати. Алена С., которая очень любила заходить в психологический кабинет, “дала себя увести”.

В кабинете психолога ей предоставили возможность самой выбрать себе занятие. Сначала она взяла огромный надувной молоток и изо всех сил стала бить им по стенам и по полу, потом вытащила из коробки с игрушками две погремушки и с восторгом стала греметь ими. На вопросы психолога о том, что же произошло и на кого она рассердилась, Алена не отвечала, но на предложение порисовать вместе с удовольствием согласилась. Психолог нарисовал большой дом, и девочка воскликнула: “Я знаю, это наш детский сад!”

Дальнейшая помощь взрослого не понадобилась: Алена стала рисовать и пояснять свои рисунки. Сначала появилась песочница, в которой расположились маленькие фигурки - дети группы. Рядом возникла клумба с цветами, домик, беседка. Девочка рисовала все новые и новые мелкие детали, как будто оттягивая тот момент, когда надо будет нарисовать что-то важное для нее. Через какое-то время она нарисовала качели и сказала: “Все. Больше рисовать не хочу”. Однако, послонявшись по кабинету, она снова подошла к листу и подрисовала на качелях маленькую-премаленькую девочку. На вопрос психолога, кто же это, Алена сначала ответила, что не знает сама, но потом добавила, подумав: “Это Алена Е.. Пусть покатается. Я ей разрешаю”. Затем она долго раскрашивала платье своей соперницы, нарисовала ей сначала бант в волосах, а потом даже корону на голове, объясняя при этом, какая Алена Е. хорошая и добрая. Но потом художница внезапно остановилась и ахнула: “Ах!!! Алена упала с качелей! Что же теперь будет? Платье-то как испачкала! (платье закрашивается черным карандашом с таким нажимом, что даже бумага не выдерживает, рвется). Мама и папа будут ее ругать сегодня, а, может быть, даже побьют ремнем и поставят в угол. Корона свалилась, укатилась в кусты (нарисованную золотую корону постигает та же участь, что и платье). Фу, лицо грязное, нос разбит (красным карандашом закрашивается все лицо), волосы растрепались (вместо аккуратной косички с бантиком на рисунке появляется ореол из черных каракулей). Вот дурила, кто же с ней, с такой, играть теперь будет? Так ей и надо! Нечего командовать! Раскомандоваласъ тут! Подумаешь, воображала! Я тоже умею командовать. Пусть вот теперь идет мыться, а мы не такие грязные, как она, мы играть будем все вместе, без нее”. Алена, вполне удовлетворенная, рисует рядом с поверженным врагом группу детей, окруживших качели, на которых сидит она, Алена С. Затем вдруг пририсовывает рядом еще одну фигурку. “Это Алена Е.. Она уже вымылась, - объясняет она и спрашивает, - “Можно я уже пойду в группу?” Вернувшись в игровую, Алена С., как ни в чем ни бывало, присоединяется к играющим ребятам.

Что же произошло на самом деле? Вероятно, во время прогулки две неразлучные Алены, как всегда, вели борьбу за лидерство. На сей раз симпатии “зрителей” были на стороне Алены Е. Выразив свой гнев на бумаге, ее соперница успокоилась и смирилась с происходящим.

Безусловно, в данной ситуации можно было воспользоваться и другим приемом, главное, чтобы ребенок получил возможность приемлемым способом освободиться от переполняющего его гнева.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру “Обзывалки” (см. с. 84). Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие может так называемый “Мешочек для криков” (в других случаях - “Стаканчик для криков”, “Волшебная труба “Крик”” и др.). Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика на время занятия. После занятия дети могут “забрать” свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое “Мешочка” учителю на память.

В арсенале каждого педагога, безусловно, есть множество способов работы с вербальными проявлениями гнева. Мы привели лишь те, которые оказались эффективными в нашей практике. Однако далеко не всегда дети ограничиваются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Воспитатель или учитель, видя, что дети “распетушились” и уже готовы вступить в “бой”, может мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах-соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребенок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания.

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада и каждый класс. Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Понятно, что в классе во время урока ребенок не может пинать консервную банку, если его толкнул сосед по парте. Но каждый ученик может завести, например, “Листок гнева” (рис. 2). Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять,

Рис. 2. “Листок гнева”:

разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

Однако чаще всего конфликтные ситуации возникают на переменах. Тогда с детьми можно проводить групповые игры, (некоторые из них описаны в разделе “Как играть с агрессивными детьми”). Ну, а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.

Правда, многие взрослые не хотят, чтобы их дети играли с пистолетами, ружьями и саблями, даже игрушечными. Некоторые мамы не покупают сыновьям оружия вовсе, а воспитатели запрещают приносить его в группу. Взрослым кажется, что игры с оружием провоцируют детей на агрессивное поведение, способствуют появлению и проявлению жестокости. Однако ни для кого не секрет, что даже если у мальчиков нет пистолетов и автоматов, большинство из них все равно будет играть в войну, используя вместо игрушечного оружия линейки, палки, клюшки, теннисные ракетки. Образ воина-мужчины, живущий в воображении каждого мальчишки, невозможен без украшающего его оружия. Поэтому из века в век, из года в год, наши дети (и не всегда это только мальчики) играют в войну. И кто знает, может быть, это и есть безобидный способ выплеснуть свой гнев. Кроме того, всем известно, что именно запретный плод особенно сладок. Настойчиво запрещая игры с оружием, мы тем самым способствуем возбуждению интереса к этому виду игры. Ну, а тем родителям, которые все-таки выступают против пистолетов, автоматов, штыков, можно посоветовать: пусть попробуют предложить ребенку достойную альтернативу. Вдруг получится! Тем более, что существует множество способов и работы с гневом, и снятия физического напряжения ребенка. Например, игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из “Киндер-сюрпризов”. Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

Небольшие бассейны с водой, размещенные в группе детского сада, - настоящая находка для воспитателя при работе со всеми категориями детей, особенно с агрессивными.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струёй воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Мы рассмотрели первое направление в работе с агрессивными детьми, которое условно можно назвать “работа с гневом”. Хотелось бы отметить, что гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребенок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно использовать разрезные шаблоны, этюды М.И.Чистяковой (1990), упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой (1997), а также большие таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний (рис. 3).

Рис. 3. Такие разные чувства

В группе или классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.

Можно научить детей проводить обратную процедуру: самим придумывать названия эмоциональных состояний, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки. Пример такого плаката приводится на рис. 4.

Еще один способ научить ребенка распознавать свое эмоциональное состояние и развить потребность говорить о нем - рисование. Детей можно попросить сделать рисунки на темы: “Когда я сержусь”, “Когда я радуюсь”, “Когда я счастлив” и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и прежде всего - ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.”.

Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело . Режиссер фильма “Денис-угроза” Дейв Роджерс много раз на протяжении всего

Рис.4. Какое настроение у этих человечков?

действия обращает внимание зрителей на скрытый сигнал, который подает главный герой фильма - шестилетний Денис. Всякий раз, перед тем как мальчишка созорничает, мы видим его беспокойные бегающие пальцы, которые оператор показывает крупным планом. Затем мы видим “горящие” глаза ребенка, и только после этого следует очередная шалость.

Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует” послание своего тела, сам сможет понять: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”. А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.

Конечно, обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Кроме уже описанных способов работы педагог может использовать и другие: проводить беседы с ребенком, рисовать и, конечно же, играть. В разделе “Как играть с агрессивными детьми” описаны игры, рекомендуемые в подобных ситуациях, но об одной из них хотелось бы рассказать подробнее.

Впервые мы познакомились с этой игрой, прочитав книгу К. Фопеля “Как научить детей сотрудничать” (М.,1998). Она называется “Камушек в ботинке”. Сначала игра показалась нам довольно сложной для дошкольников, и мы предложили ее учителям 1 - 2 классов для проведения во время внеклассных занятий. Однако, почувствовав интерес ребят и серьезное отношение к игре, мы попробовали поиграть в нее в детском саду. Игра понравилась. Причем очень скоро она перешла из разряда игр в разряд ежедневных ритуалов, проведение которых стало совершенно необходимым для успешного течения жизни в группе.

В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Воспитатель спрашивает: “Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?” Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок 6-7 лет имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: “Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”.

Далее воспитатель спрашивает детей: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя домой, просто снимали ботинки?” Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап. Воспитатель говорит детям: “Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”.

Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные “камушки”, о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от “камушка”.

Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это “что-то” не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, “выпустить пар”, то можно спокойно приступать к занятиям. Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей. Во-первых, если ежедневно играть в нее, даже очень стеснительный ребенок привыкнет и постепенно начнет рассказывать о своих трудностях (поскольку это не новая и не опасная, а знакомая и повторяющаяся деятельность). Во-вторых, тревожный ребенок, слушая рассказы о проблемах сверстников, поймет, что не только он страдает от страхов, неуверенности, обид. Оказывается, и у других детей такие же проблемы, как у него. Значит, он такой же, как все, не хуже всех. Не надо замыкаться в себе, ведь любую, даже самую трудную ситуацию, можно разрешить совместными усилиями. А дети, которые окружают его - совсем не злые и всегда готовы прийти на помощь.

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия - это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа педагога по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры вы ни выбрали, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, научатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: “Как Мальвина поссорилась с Буратино”. Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: “Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?”, “Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?” и др.

Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору”, и тем, кто находится с ним рядом . А как следствие - научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!” Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо “Ты почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях . Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога.

Работа с родителями агрессивного ребенка

Работая с агрессивными детьми, воспитатель или учитель должен, прежде всего, наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме преложить им обратиться за помощью к психологам.

Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Приведенная ниже таблица 5 может послужить примером такой информации.

Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями и с учителем.

Стили родительского воспитания

(в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

“Прекрати!” “Не смей так говорить” Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают что ребенок еще мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей . Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р. Кэмпбелла “Как справляться с гневом ребенка” (М., 1997). Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям.

Р. Кэмпбелл выделяет пять способов контроля поведения ребенка: два из них - позитивные, два - негативные и один - нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

Модификация поведения - нейтральный способ контроля - предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

Что же такое пассивная агрессия , и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины. Главное - вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье.

Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуем разместить на стенде в классе или в группе следующую наглядную информацию (табл. 6).

“Позитивные и негативные способы выражения гнева”

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.